Георг Фридрих Гендель
«А я знаю, Искупитель мой жив!»Во многих религиях есть свой духовный опыт: люди протягивают руки ввысь – к своему первообразу. Но Христовы руки протянуты вниз, к нам – немощным и беззащитным. Распятый и Воскресший Господь и сегодня стучит в человеческие сердца, воскрешает нас из греховной смерти. Он обращается к нам и через музыку. Музыка...
Кажется, в ней просвечивает сама жизнь. Наша душа словно вырывается из тесной клетки этого жалкого, суетного мира и в неповторимом трепете сливается со звуками прекрасной мелодии. Разум не может вместить всей ее глубины, и лишь сердце замирает в немом восхищении...
Утверждают, что музыка сильна утолить душевную и даже физическую боль. Истинная музыка не только утоляет ее, но и лечит, и укрепляет душу. Такую музыку творил Георг Фридрих Гендель - «знаменитый саксонец» из сонма лучших мастеров мирового искусства. Духовное содержание музыки Генделя формирует гармонию разума и чувств, благочестивых устремлений и обычных переживаний. Мудрость и духовность...
Эти два крыла поднимали Генделя к высотам музыки и поражали гениев: «Гендель – самый великий композитор, живший когда-либо...», - писал Людвиг Ван Бетховен. И действительно, когда знакомимся с произведениями великого виртуоза, то уже не можем забыть этих вдохновленных Богом шедевров. Творчество Генделя вобрало в себя немецкую полифонию, английское хоровое искусство, итальянский оперный и оркестровый стили. В ней отобразилось и французкое влияние. Георг Фридрих Гендель завершил и обобщил наследие всей европейской культуры своего времени. Известный французкий писатель Ромен Роллан, исследовавший творчество Генделя, отмечал: «Это искусство света и радости, музыка великих пространств, фресок, подобных тем, которые видим в куполах итальянских соборов 16 и 17 веков. Это музыка, призывающая к действию, требующая стальных ритмов. В ней – триумфальные мотивы, победные марши. Ни одна музыка в мире не излучает такой силы веры. Это вера, которая передвигает горы, которая добывает источник вечности со скалы затвердевших душ, подобно жезлу Моисея». Жизнь Генделя была исполнена взлетами и падениями, известностью и разочарованиями. И все же, освещена высокой музыкой. Ромен Роллан подчеркивает, что Гендель писал музыку, опережая либреттистов: «Он пробегал взглядом до конца уже начатое произведение, оставляя на будущее приведение всего целого к полной гармонии. И на следующий день, когда он заканчивал свое сочинение, брался уже за другое. Иногда писал по две или три вещи одновременно».
Когда композитору исполнилось двадцать шесть, в Лондоне состоялся его дебют. Он выступил с новой оперой «Ринальдо» на сюжет из произведения Торквадо Тассо «Освобожденный Иерусалим». Ни одна опера не могла выдержать конкуренции с генделевским «Ринальдо». Арии из этой оперы, выданные отдельными номерами, были нарасхват. Казалось, все обещало Генделю в Англии блистательную жизнь, богатство, успех. Однако, сам того не подозревая, он стал невинной жертвой дворцовых интриг, зависти, подлости. Единственным испытанным средством, которым Гендель всегда мог себя отстоять, была его музыка. Даже во враждебно настроенной прессе появлялись хвалебные отзывы о его концертах. Посвященные композитору стихи исполнены поэтического восторга: «О ветры, тихо, тихо дрожите вашими золотыми крыльями среди ветвей. Да будет всегда тишина. Прикажите смолкнуть даже шепоту зефира. Источники жизни, приостановите свой бег. Слушайте, слушайте, как играет несравненный Гендель! О посмотрите, как этот могучий человек заставляет звучать силы органа. Радость собирает свои когорты, вражда утихла. Молчите, пачкуны искусства. Здесь вам ни к чему милосердие лордов. Здесь король музыки – Гендель!..»
Природа особенно поражает своей красотой после бури. Суровые горы над безднами, небо, вымытое ливнями. Так и в жизни великих личностей. Несмотря на все ранения и рубцы после житейских битв, такие ураганы еще боьше шлифуют их характер, очищают душу. Большим испытанием для Генделя стал его внезапный недуг – нервный паралич. В своей новелле «Воскресение Георга Фридриха Генделя» известный немецкий писатель Стефан Цвейг рассказывает: «Четыре месяца Гендель не мог творить, а творчество было его жизнью. Правая сторона тела была мертвой. Он не мог ходить, не мог писать, не мог сыграть пальцами правой руки ни одного звука на чембало. Гендель не мог говорить. Великан, он чувствовал себя беспомощным, замурованным в невидимой могиле. «Человека нам, возможно, и удастся спасти, - обреченно констатировал доктор, - а музыканта нам, увы, не вернуть». И именно тогда композитор переосмыслил свою жизнь, свое творчество. Жажда жить и творить высокое искусство сделала чудо: из-под пера Генделя выходят эпические полотна, неувядаемые сочинения Библейских ораторий. Ветхий Завет стал литературным источником почти всех ораторий Генделя: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Иосиф и его братья»... Маэстро сочинил около тридцати ораторий. Эпиграфом к ораториальному творчеству Генделя стали его слова: «Мне было скучно, если бы я приносил людям лишь удовлетворение. Мое задание – делать их лучшими».
Но вскоре Гендель опять переживает унижение, забвение. Залы театров, где он дает концерты, пустуют, в то время, как в общественных местах Англии собираются толпы певцов-крикунов. Однако композитор не терял оптимизма: «Моя музыка в пустом зале будет звучать даже лучше». И все же отчаяние и печаль невольно закрадывались в сердце. И Гендель с прискорбием вздыхает: «Для чего, для чего, о Боже, Ты исцелил меня от недуга, поставил на ноги, если люди опять готовят мне могилу?..» Вскоре композитор получил рукопись от писателя, на чьи слова и раньше писал музыку. Гендель колебался: казалось, душа парализованна, а сердце утратило всякие чувства. Композитор несмело поднес свечу к рукописи. «Мессия» - было написано на титульной странице. Самое первое слово поразило его: «Утешься!» Это был ответ, данный Богом с Неба ангельским голосом разбитому сердцу композитора. Небесные врата отворились! Гендель снова чувствовал красоту музыки, которой обращался к Богу, к людям, к вечности. Казалось, все голоса – мягкие и покорные, высокие и светлые – какие лишь существуют в этом мире, Гендель хотел воссоединить, чтобы возвеличить Того, Кто воскресил его. Они переплетаются, освобождаются в ритмическом хоре, поднимаются и опускаются по небесной лестнице: «Аллилуия!» Слово стало звуком, молитвой. Расцвело и зазвучало то, что недавно было лишь текстом. Подобно чуду воскресения парализованного тела, теперь свершилось чудо возрождения жертвенного сердца Генделя. На протяжении двадцати двух дней Гендель завершил работу над партитурой «Мессия». В обстоятельствах почти трагических, когда композитор непризнанный, обиженный принимает решение оставить враждебную ему Англию, рождается шедевр, в котором вера в Бога, в преображение человеческой души, торжество Истины и добра выражены с наиболее поразительной уверенностью. И 13 апреля 1742 года состоялось первое исполнение этого бессмертного произведения. Когда бурные рукоплескания наполнили зал, Гендель тихо отошел в сторону – но не для того, чтобы почтить людей, искренне желающих выразить ему свое восхищение, а прославить Милосердие, даровавшее ему этот шедевр.
Судьба произведения была определена первоначальным замыслом его творца. Чрезвычайно чуткий и взволнованный страданиями людей, Гендель даже в наиболее тяжелые моменты своей жизни помогал тем, кто нуждался. До конца дней он заботился о вдовах и сиротах, как и учит Святое Писание. «Я – вечный должник этой оратории, и деньги от нее всегда будут принадлежать только немощным и узникам. Ведь и сам я был болен, но получил исцеление, работая над этим произведением. Я был узником греха, а Мессия освободил меня!»
Обществу помощи бедным музыкантам композитор всегда щедро помогал и завещал ему большую сумму. Благодаря Генделю построен «Приют для оставленных детей». Маэстро выбрали управляющим этого приюта. Гендель подарил детям орган. Одной бедной девочке он даже дал свое имя – Мария Августа Гендель. В бедняках Гендель любил Бога. Своему издателю композитор запретил переиздание оратории «Мессия», завещая одну копию партитуры приюту, а другую – обществу узников долговой тюрьмы в Дублине.
Сохранился документ о благотворительной деятельности композитора: «Знаменитый Гендель был первым музыкантом, который показал пример пожертвования средств от музыки для утешения страдающих. Этим великодушным жестом приобрел приверженность публики, вслед за чем не замедлили постоянный успех и восстановление его материального положения. Это побудило его посвятить ораторию «Мессия» для ежегодного исполнения в Лондоне на благо приюта для детей».
Еще одна трагедия выпала на долю великого композитора. Он ослеп. Но еще с большей силой прозревала его душа. Он продолжает творить – неутомимый и непобедимый, тем более покорный пред Богом, чем более прекрасными были его сочинения. Мужество, духовная стойкость, всепоглощающая любовь к музыке спасают Генделя от отчаяния. Убедившись в неизлечимости недуга, он принимает его как неизбежность, с которой надо смириться, однако пред которой невозможно склонить голову. Пассивно страдать – не в его характере. Уже слепым, заканчивает он начатую еще до болезни ораторию «Иевфай», дает концерты, как и в прошлые годы, восхищает слушателей величием своих импровизаций.
За восемь дней до смерти он дирижировал ораторией «Мессия». Во время исполнения силы оставили Генделя, но и тут, собрав свою волю, Гендель довел ораторию до конца. Незрячие глаза он поднял к Небу. Он был готов предстать пред Престолом Всевышнего. После концерта композитор слег, чтобы уже никогда не встать... «Как хотел бы я умереть в святую пятницу, потому что тогда я надеялся бы воссоединиться с моим Богом, моим сладчайшим Спасителем в день Его Воскресения». Доктора удивлялись. Они недоумевали, не знали, что Страстная пятница выпадала в том году на 13 апреля. На день, когда суровая Десница причинила Генделю страдания, повергла в прах, на день, когда его «Мессия» впервые зазвучал для мира. И теперь он готов был умереть, чтобы навсегда пребывать с Ним в вечности. Господь отозвал Генделя с этой земли утром – в святую субботу. Когда еще не проснулись пасхальные колокола, умерло в Генделе то, что было в нем смертным. Согласно с изъявленным в завещании желанием, Генделя похоронили на кладбище в Вестминстере.
После того, как Гендель отошел в вечность, случился довольно обычный в истории великих людей парадокс: его разлука с этим миром как-бы вдохнула новую жизнь в творчество композитора. Стараясь загладить причиненные обиды, английская общественность устроила в честь музыканта торжества поражающей грандиозности. Тысячи исполнителей принимали участие в генделевских празднествах 80-90-х годов ХVIII века. Слава о них облетела всю Европу. Они пробудили музыкальные умы Германии, которая начала оспаривать право англичан считать Генделя английским национальным композитором. Тем не менее, искусство Генделя, как и искусство гениальных творцов мирового значения, не может принадлежать только одной нации.
В Лондоне есть памятник Генделю: он держит в руках тетрадь со своей ораторией «Мессия». На титульной странице написаны слова ветхозаветного праведника Иова о Господе. Они выражают жизненное кредо композитора: «А я знаю, Искупитель мой жив!»
Ирина Кархут
Краеугольный камень
The Bethune-Cookman Concert Chorale sings G.F. Handel's
"The Great Jehovah" as their opener for the 2013 Spring Concert.
The Concert Chorale is directed by Mr. Curtis Rayam.
Комментариев нет:
Отправить комментарий